Понять наедается ли. Как определить, наедается ли ребенок грудным молоком или смесью. Количество мочеиспусканий в зависимости от возраста ребенка

Подобного рода беспокойство может возникнуть как у мамы ребенка, находящегося на грудном вскармливании, так и у мамы ребенка искусственника. Результатом систематического недоедания ребенка является отсутствие прибавки в весе или уменьшение веса ребенка по сравнению с предыдущим взвешиванием, что может быть вызвано как количественной нехваткой пищи, так и недостаточной ее калорийностью. В этом случае при грудном вскармливании возникает вопрос о количестве докорма, а при искусственном вскармливании может потребоваться смена детской смеси, что требует четко обоснованного и профессионального подхода.

Как понять, что ребенок не наедается

  1. Прибавка в весе за месяц незначительна или вовсе отсутствует, что вдет к дефициту веса ребенка по сравнению с возрастной нормой. Исключением является только послеродовой период в роддоме, когда потеря веса в 5-10% от первоначальной массы тела считается нормой.
  2. Нарушается чередование сосания и глотания. В норме на несколько сосательных движений происходит одно сглатывание молока.
  3. Если вы придерживаетесь определенного режима кормления, то ребенок с трудом выдерживает перерывы между кормлениями, беспокоится и кричит.
  4. Стул ребенка редкий (менее 2-3 раз в день) и не такой обильный, как раньше. Если на 5 сутки в стуле по-прежнему есть меконий (он темного цвета и напоминает смолу) то питания недостаточно.
  5. Количество мочеиспусканий при нехватке молока сокращается. Этот показатель особенно информативен для новорожденных.
  6. Может отмечаться чрезмерная сухость кожи из-за обезвоживания.

Определяем, хватает ли ребенку грудного молока

Порой мамы, не зная как определить, хватает ли ребенку молока, руководствуются признаками, не соответствующими действительности и сами начинают докармливать малыша, что нередко ведет к его перекармливанию. Ниже приводятся 7 самых распространенных заблуждений при нехватке количества грудного молока.

  1. Молоко не подтекает из груди между кормлениями. Выделение молока между кормлениями возможно при неустановившейся , пока грудь и ребенок еще не подстроились друг под друга. Если же лактация установилась, то подтекания молока может и не быть, так как его вырабатывается столько, сколько нужно ребенку.
  2. В груди нет чувства распирания. Как и в предыдущем случае, это вовсе не признак нехватки молока, а признак установившейся лактации, во время которой грудь точно обеспечивает потребности ребенка в питании.
  3. Между кормлениями из груди практически невозможно сцедить молоко. Если женщина не может сцедить молоко или сцеживает мало, это не признак его отсутствия или нехватки. Механизм выделения молока тесно связан с ребенком, и искусственно заменить процесс сосания сцеживанием вручную или молокоотсосом невозможно.
  4. Ребенок кричит во время или после кормления. Этот показатель не достаточно информативен, так как помимо голода, ребенок может кричать и по другим причинам: , болезнь, дискомфорт, мокрый подгузник.
  5. Ребенок подолгу сосет грудь или не выпускает ее изо рта. Причиной такого поведения может быть не голод, а удовлетворение сосательного рефлекса малыша или потребность в непосредственной близости матери, стремление чувствовать себя в безопасности.
  6. После кормления грудью ребенок дополнительно сосет смесь из бутылочки. Особенностью детей раннего возраста является то, что при попадании удобного для сосания предмета в рот, ребенок начинает его сосать и бутылочка с соской в данном случае именно такой предмет. Избыток пищи при этом может сыграть негативную роль, приводя со стороны малыша к перееданию, а со стороны матери к сокращению лактации, так как вместо того, чтобы сосать грудь ребенок сосет бутылочку и грудь меньше стимулируется.
  7. Непродолжительные периоды сна у ребенка. Не всегда является признаком недоедания и если ребенок в первые месяцы просыпается ночью поесть, это абсолютная норма.

Если возникли основания полагать, что ребенок не наедается, обязательно необходимо установить достаточное ли количество молока по сравнению с существующими нормами получает ребенок. рассмотрены подробно в отдельной статье. Следующим этапом определяют количество молока, которое фактически съедает ребенок. Для этого существует несколько методов.

Метод подсчета количества мочи

Удобство этого метода состоит в том, что уже через сутки вы будете знать наедается ли ребенок. Для этого надо знать объем выделенной мочи за сутки и объем молока, необходимый ребенку с учетом его возраста и веса. Первое значение определяется экспериментально, а второе вычисляется Наиболее предпочтительной считается формула Н.Ф. Филатова в модификации Г.И. Зайцевой.

Порядок действий
Собираем все использованные за сутки подгузники в полиэтиленовый пакет, который после добавления очередного подгузника плотно закручиваем, чтобы моча ребенка не испарялась, кал счищаем.

  1. Через одни сутки взвешиваем пакет с грязными подгузниками и такой же пакет с чистыми подгузниками, число которых соответствует грязным подгузникам.
  2. Из первого значения вычитаем второе и получаем массу выделенной мочи за сутки, которая в норме должна составлять 46-66% от объема съеденного молока.
  3. При расчетах вес и объем мочи считаем равными, пренебрегая плотностью.
  4. Вычисляем по объему мочи объем молока, который высосал ребенок и сравниваем его с нормой.

Пример
Исходные данные:

  • масса тела ребенка 3200 г;
  • возраст ребенка 8 суток;
  • масса чистых подгузников 300 г;
  • масса грязных подгузников 470 г.

Расчет:

  1. Рассчитываем объем молока необходимый вашему ребенку за сутки по формуле:
    Количество молока в сутки, мл = 2% от массы тела × День жизни ребёнка.
    Количество молока в сутки, мл = 0,02 × 3500 г × 8 дн. = 560 мл.
  2. Рассчитываем массу мочи:
    Масса мочи, г = Масса грязных подгузников, г — Масса чистых подгузников, г.
    Масса мочи, г = 470 г – 300 г = 170 г.
    Массу выделенной мочи считаем приблизительно равной объему мочи. То есть полученный объем мочи составляет 170 мл.
  3. Рассчитываем вероятный минимальный и максимальный объем молока, полученный ребенком за сутки:
    Вероятный минимальный объем молока, мл = Объем мочи, мл/46%.
    Вероятный минимальный объем молока, мл = 170 мл/0,46 = 370 мл.
    Вероятный максимальный объем молока, мл = Объем мочи, мл/66%.
    Вероятный максимальный объем молока, мл = 170 мл/0,66 = 258 мл.
    Вероятный средний объем молока, мл = (370 +258)/2 = 314 мл.
  4. Рассчитываем возможную нехватку молока по объему мочи:
    Возможная нехватка молока, мл = Количество молока в сутки, мл — Вероятный средний объем молока, мл.
    Возможная нехватка молока, мл = 560 мл — 314 мл = 246 мл.

Метод подсчета количества мочеиспусканий

Используя данные о количестве мочи, выделенной за сутки ребенком можно определить нехватку молока и более простым способом — по количеству мочеиспусканий. При этом специально их считать не потребуется. Ведь количество мочи мы уже знаем из вышеописанного метода, а объем мочи выделенной за один раз составляет около 30 мл. Поделив суточный объем мочи на объем мочи за одно мочеиспускание, мы узнаем их количество. Минимальная норма для ребенка в возрасте 8-14 суток при условии исключительного грудного вскармливания и отсутствия допаивания водой составляет 8 раз за сутки.

Количество мочеиспусканий в зависимости от возраста ребенка

Количество мочеиспусканий в нашем случае примерно 6 раз, что указывает на нехватку молока. Для того, чтобы узнать, сколько не хватает до нормы, необходимо на каждое недостающее мочеиспускание добавить 50 мл. В нашем случае объем составляет 100 мл.

Если же вы не знаете объем мочи, то для подсчета количества мочеиспусканий за сутки лучше всего использовать обычные тканевые многоразовые подгузники.

Важно! Погрешность в методе может возникнуть в связи с индивидуальными особенностями ребенка, который писает немного, но часто и количество мочеиспусканий для него не является показательным.

Метод ожидаемых прибавок

Как и в первом методе, здесь требуется взвешивать использованные за сутки и чистые подгузники с определением разницы в массе. Только в данном случае счищать кал не требуется. Если случайно в течение суток малыш пописал мимо подгузника, то на каждый такой случай накидываем 30 г. Все значения в таблице приведены для детей возрастом до 4 месяцев, весящих 3500 г и более.

Масса содержимого подгузников за сутки, г Ожидаемая прибавка за месяц веса ребенка
500 и более Скорее всего месячная прибавка составит 1 кг и выше (если окажется менее 1 кг, то это индивидуальная особенность или влияние стресса). Стул здесь обычно жёлтого цвета зернистый, 4 и больше раз в сутки.
450 Прибавка за месяц будет небольшой: порядка 600-700 г.
400 Вероятнее всего, прибавки не будет – в этом случае требуется увеличить количество молока и, возможно, ввести докорм
350 и менее Будет потеря веса: надо ввести докорм. Здесь, скорее всего, наблюдается редкий жидкий зелёный стул.

Однократное взвешивание можно провести при подозрении на нехватку молока, но если недостаток молока обнаружится, то лучше провести его еще 2-3 раза. Контрольное взвешивание ребёнка проводят 1 раз в неделю.

Взвешивания до и после кормления

Взвешивают ребенка до и после кормления. Разница в весе соответствует количеству высосанного молока.

Недостатки метода:

  • при однократном взвешивании невозможно распространить результат на все кормления, так как от кормления к кормлению ребенок высасывает разное количество молока;
  • взвешивание при каждом кормлении создает постоянную стрессовую ситуацию, как для мамы, так и для малыша;
  • на результат может повлиять обстановка и сам факт проверки, которые могут вызвать стрессовое состояние у мамы и ребенок не сможет высосать молоко из груди;
  • надо учитывать особенности режима ребенка, так в этот момент он может не быть голоден или будет хотеть спать;
  • погрешность взвешивания весов иногда может вызвать завышение или занижение значения.

Метод прибавок веса за неделю

Для этого надо знать, сколько ребенок прибавил за неделю. Далее, ориентируясь на среднюю прибавку в 198 г, согласно таблицам ВОЗ, необходимо рассчитать разницу между фактической прибавкой веса ребенка и средней прибавкой.

Недостатки метода:

  • не учитывается вес ребенка, растущий с возрастом. В связи с эти получается большой объем докорма для детей в возрасте 1-2 месяцев и маленькие количества докорма для детей в возрасте 3-4 месяцев;
  • не учитываются индивидуальные особенности ребенка, связанные с обменом веществ. Одни дети едят меньше, но при этом больше усваивают, другие едят больше, но усваивают меньше;
  • прибавка веса, взятая за основу метода, является средним значением и не учитывает большие или меньшие прибавки, характерные для таких же здоровых детей. Также эта прибавка является средней только за первые 4 месяца жизни без учета половых различий.

«Интуитивный» метод

Позволяет ребенку самостоятельно определить сколько молока или смеси ему не хватает до нормы. Предполагается, что ребенок сам знает, сколько молока ему нужно и если не вмешиваться в этот процесс, то он сам съест необходимое количество. Желательно для этого использовать предметы, которые нельзя сосать: шприц, пипетку, ложку, так как они исключают сосание ради удовольствия и, как только малыш наестся, он сам откажется от них.

Что делать, если ребенок не наедается

Если все-таки обнаружится, что количество молока недостаточно, сначала, следует выяснить

Считается, что докорм нужен, если нехватка молока составляет более 25% по сравнению с нормой. Если же нехватки молока лежит в диапазоне 10%-25%, то докорм назначать не обязательно, достаточно лишь увеличить число прикладываний и следить за правильностью кормления грудью. В качестве докорма может быть использовано сцеженное грудное молоко, донорское молоко или смесь. В возрасте, подходящем для введения прикорма докорм обычно заменяют подходящим прикормом.

Важно! Считается, что докорм нужен, если нехватка молока составляет более 25% по сравнению с нормой.

Временная нехватка молока может наблюдаться при скачках роста у малыша на 4, 8 и 12 неделе жизни. В этом случае докорм обычно не назначают, так как грудь, если давать сосать ее малышу столько, сколько он требует, быстро перестроится на новые объемы молока. Если же начать давать докорм, ребенок будет насыщаться, грудь не будет стимулироваться и увеличения выработки грудного молока не произойдет.

Важно! Временная нехватка молока может наблюдаться при скачках роста у малыша на 4, 8 и 12 неделе жизни.

Недоедание ребенка может быть вызвано не только недостатком количества молока, но и его низкой калорийностью, которая зависит не столько от калорийности пищи мамы, сколько от периода (состав молока запрограммирован в соответствии с тем или иным периодом) и времени, в течение которого происходит кормление. Например, если ребенок быстро устает сосать грудь, то, возможно, он не успевает высосать так называемое «заднее» молоко, которое особенно богато жиром и поэтому плохо набирает в весе. В этом случае маме надо и докармливать ребенка молоком, которое он не успел высосать. Это также будет полезно и .

Некрасова Анастасия Михайловна

Врач-педиатр, детский кардиолог

Задать вопрос

Природой не предусмотрено выживание ребенка без помощи взрослого. Но как разобраться в том, чего, собственно, он хочет? Почему плачет? Хочет ли он есть, спать или у него болит живот? Тревога по этому поводу абсолютно нормальна, в разной степени она есть у большинства мам. Ведь ребенок не умеет говорить, не понимает вашу речь, не может сообщить вам о своих потребностях, а вы не умеете читать его мысли и не можете быть на сто процентов уверены, что делаете сейчас именно то, что малышу требуется.

100 оттенков плача

Мало толку изучать по книжкам нюансы детского плача. Все дети разные, и подвести их под единую систему попросту нельзя. Для ребенка плач – единственный доступный способ сообщить миру о своих потребностях. Младенец плачет, когда чувствует неудовольствие, дискомфорт. Задача взрослого – понять, чем именно этот дискомфорт вызван.

Ребенок может испытывать голод или жажду, он может устать и, соответственно, хотеть спать. Еще он может испытывать неприятные ощущения от мокрого подгузника или пеленки, у него может что-то болеть, а еще он иногда просто хочет вашего внимания. Словом, причин для плача у малыша более чем достаточно. Поэтому большинство родителей на первых порах начинает действовать наугад, использовать метод «научного тыка» – иного выхода просто нет.

Это своеобразная головоломка: раз младенец недавно поел, вряд ли он испытывает голод. И вроде бы, недавно проснулся – значит, не устал. Стало быть, можно проверить его подгузник или предложить игрушку. Да, действительно, замечено, что, когда малыш капризничает и поджимает ножки к подбородку, в большинстве случаев это свидетельство желудочной колики. Это логично, вспомните свое, взрослое тело: что мы делаем, когда чувствуем боль в животе? Сгибаемся, принимаем ту же самую позу. А теперь вспомните себя после тяжелого трудового дня. Вряд ли будучи усталым вы найдете в себе силы для громкого крика. Следовательно, уставший ребенок, скорее, тоже будет занудно хныкать, чем орать навзрыд. Но эти наблюдения не истина в последней инстанции. Только родителям ведомо, как поступить в данной конкретной ситуации, только они могут знать, что же именно вызвало то или иное состояние малыша. В этих вопросах именно вы самый знающий профессор и специалист высшей категории.

Приведем пример. В одних книгах для родителей пишут, что нужно без промедления реагировать на каждый плач ребенка, другие же авторы утверждают, что малышу нужно дать время на плач, чтобы он ощутил дискомфорт. Кто прав? Правильный ответ: все зависит от ситуации! Если младенец захныкал, потому что захотел кушать, нет ничего страшного, если мама задержится на пару-тройку минут, чтобы закончить с собственным обедом, и спокойно расположится в кресле для кормления крохи. Но, если мама услышала плач упавшего крохи, наверное, никому не придет в голову посоветовать ей не спешить на помощь своему ребенку. Конкретная ситуация ВСЕГДА влияет на поведение. Поэтому запомните самое главное правило родителей: нет универсального рецепта, как надо. «Надо» с разными детьми по-разному!

Да, полезно принимать во внимание чужой опыт, но важнее получать и усваивать собственный. А опыт – это не только верно найденные решения, но и совершенные ошибки.

Лучшая ошибка в мире

В первое время родители не отличают плач голодного ребенка от плача ребенка усталого или замерзшего. Он просто плачет, и мама начинает ему предлагать все по очереди: грудь, теплое одеяло, игрушку. Но ведь и новорожденный пока еще сам не знает, чего он хочет: пить, есть, спать или что-то еще… Он плачет, ПОТОМУ ЧТО «что-то не в порядке». Он просто сообщает об этом миру и потому охотно принимает все предложенное мамой. Через какое-то время младенец начинает понимать, что, когда ему неприятно ВОТ ТАК, лучше всего избавляет от этих ощущений мамина грудь, а игрушка или одеяло с этим «не справляются». И тогда в следующий раз он оттолкнет игрушку и сбросит ножками одеяло. Он уже понимает, что сейчас ему нужно совсем другое.

Молодой маме нет нужды корить себя за то, что она не способна понять собственного ребенка. Это нормальная ситуация, к тому же полезная, потому что именно благодаря такому «непониманию» ребенок учится понимать, что подходит для удовлетворения его потребностей, а что нет.

Малыш постепенно учится понимать и различать собственные нужды и потребности, и происходит это не за одно или два кормления и не после 3-4 сменившихся подгузников. Более того, никто точно не скажет вам, когда именно кроха начинает более-менее внятно осознавать, что же ему нужно. Лишь к полугоду ребенок уже достаточно отчетливо ориентируется в своих желаниях. Выходит, умение понять, что же нужно младенцу, – это не только родительский навык, но и важнейшее приобретение самого ребенка.

Благие намерения

А вот кому действительно стоит насторожиться, это тем, кто фанатично увлечен какой-либо системой воспитания: кормление ребенка по часам, строгий режим, или даже… безобидные развивающие занятия. Все это делается из лучших побуждений, но, если поведение младенца не укладывается в «схему», такие родители начинают тотчас тревожиться: «поскольку я все делаю по правилам, так, как нужно, а ребенок реагирует не так, значит, с ним сегодня что-то не так, что-то не в порядке». И им совсем не приходит в голову, что ребенку, может быть, абсолютно не хочется спать, не нужно сегодня «закаляться» или у него нет желания радоваться от созерцания развивающего пособия.

Близка к этому и позиция мам, которая формулируется примерно так: «Я точно знаю, что тебе нужно!» Такие женщины точно, на все 150%, знают, какие памперсы больше подходят ее малышу, какое пюре ему нравится, какая игрушка доставит удовольствие, на каком горшке удобнее сидеть. Чуть позднее они «точно знают», какие способности ребенка необходимо развивать, а какие нет. К сожалению, дети таких мам, взрослея, по-прежнему не могут обойтись без ее советов. Они привыкли, что «мама все знает лучше»: кого выбрать в партнеры, в каком вузе продолжить образование, где работать, как воспитывать детей. Как результат – разочарования, неудачная личная жизнь, тяжелые взаимоотношения с людьми. А ведь начиналось все с младенчества, когда мама, и правда, лучше других была способна понять своего ребенка. Лучше других, но не лучше его самого! Как «действительно нужно», выясняется путем проб и ошибок. Это дело не одного дня – это исследовательская работа, в которую включены двое – мать и ребенок.

Или рассмотрим ситуацию гиперопеки, когда стремление мамы к совершенству настолько высоко, что она старается предугадать все желания младенца. Не успел он проголодаться – она его уже покормила, кроха только-только попытался перевернуться – мама уже ему помогла. Как вы думаете, нужно ли такому ребенку учиться понимать собственные желания? Нет, ведь мама всегда точно знает, что ему нужно. Надо ли такому ребенку интересоваться миром? Зачем? Ведь мир сам решает за него! У психологов на работу со взрослыми, выросшими из таких младенцев, уходят месяцы и годы личной психотерапии. И все лишь для того, чтобы человек снова научился понимать и осознавать собственные потребности и желания.

Еще одна крайность – это родители, закаляющие характер ребенка. Как правило, они исходят из соображений, что все маленькие дети плачут. Сыт, переодет – значит, просто капризничает. Но помимо еды и тепла ребенку необходимы и новые впечатления. Иначе мир, как и в предыдущем примере, становится неинтересен. Такой младенец привыкает, что его потребности не удовлетворяются, ему все время плохо и это нельзя никак исправить. Конечно, научится тому, что при возникновении чувства голода надо поесть, он сможет, но понимать, что при возникновении чувства одиночества ему надо сделать попытку пообщаться с кем-либо, он вряд ли сможет. У него попросту не было такого младенческого опыта! Вырастая, такой человек часто чувствует себя глубоко несчастным, одиноким, не понимая, почему так происходит. У него не было опыта удовлетворения потребности в общении в детстве, следовательно, и строить отношения будучи взрослым он не умеет, а порой и вообще не осознает, что ему это нужно. Между тем, человек – существо социальное!

Внимание к себе

Понять младенца можно через себя, через свое взаимодействие и общение с ним. Именно тогда, когда мама не впадает в панику, услышав плач ребенка, а дает себе возможность внимательно прислушаться, присмотреться к тому, что происходит с ним, пробует разные способы его успокоить, не боится ошибаться, понимает ценность этих ошибок и грамотно использует полученную из разных источников информацию, вот тогда и устанавливается прочный контакт между родителем и ребенком. Очень большой поддержкой и помощью в этом деле может стать умение самого родителя распознавать и чувствовать свои потребности, способность понимать, а что я сам сейчас хочу, а что я сейчас чувствую. Хочу ли я есть? Хочу ли я спать? Хочу ли я играть со своим ребенком? Да, далеко не всегда у нас есть возможность делать то, что нам действительно хочется, но именно умение ПОНИМАТЬ себя – первый шаг к тому, чтобы жить счастливой, полной жизнью и, как следствие, шаг к тому, чтобы научиться понимать своего ребенка и показывать ему на собственном примере, КАК это делается.

Ребенок начинает видеть еще внутриутробно, находясь внутри маминого живота. Американские исследователи направляли луч яркого света на живот мамы и замеряли реакцию ребенка. Плод смыкал веки, морщился, пытался отвернуться от источника раздражающего света, ярко демонстрируя, что не желает видеть этого.

Встречается мнение, что новорожденный — это белый лист бумаги, который ничего не слышит, и не видит. Но это далеко не так.

В этой статье вы узнаете как и когда начинает видеть новорожденный, что и с какого расстояния видит кроха.

Видит ли ребенок после родов?

Рождаясь, новорожденный попадает в очень яркое освещение родильного зала. Первый вдох, медицинские процедуры, прохладная температура воздуха — все это является новым и незнакомым.

Ребенок видит с самого рождения, и его взгляд, даже в первые минуты и часы после родов кажется очень задумчивым, изучающим и внимательным.

Особенность зрения новорожденного

Появление на свет связано с серьезным потрясением для маленького человечка. Заботливая природа оградила его от шока созерцания огромного, незнакомого мира, позволив знакомиться с ним постепенно:

  1. Прохождение по родовым путям вызывает давление на головку крохи и в первые дни он видит все предметы несколько размытыми. Хорошему зрению мешают физиологические особенности после родов: припухшие веки и покрасневшие глаза.
  2. Несколько дней новорожденный просыпается лишь на кормления, но в эти моменты он внимательно смотрит на лицо своей мамы, словно пытаясь запомнить его до мельчайших деталей. Такие минуты очень важны для формирования особой, незримой связи между матерью и малышом.
  3. Умение фокусировать взгляд на определенном предмете развивается лишь к 4 месяцам. До этого времени взгляд ребенка остается плавающим. Малыш видит предметы, но его взгляд скользит по предметам, возвращаясь к тем, что вызвали интерес.
  4. Незрелость зрения и глазных мышц часто приводит к тому, что глазки косят. Некоторые родители этого сильно пугаются. На самом деле, когда начинает видеть новорожденный ребенок, это вполне естественно, за исключением случаев, при которых глазки находятся в подобном положение длительное время.
  5. Хорошо рассмотреть предметы новорожденный может с расстояния в 25 см. Так во время кормления ему удается внимательно изучить лицо мамы и хорошо запомнить его. В памяти младенца быстро формируется набор самых радостных и интересных образов. Их отличает то, что все они связаны с положительными моментами в жизни малыша и имеют свойство периодически повторяться.
  6. Новорожденный лучше видит в вертикальном положении. Ему легче сфокусировать взгляд и ненадолго задержать его на интересном предмете.

Важно! Яркий свет, бьющий в глаза малышу, раздражает его, заставляя постоянно щуриться. Для него нужно создать условия с приглушенным светом на первые несколько недель после родов.

На что любит смотреть ребенок?

  • Малыш с удовольствием рассматривает лицо мамы, оно ассоциируется с ласковым голосом, нежными прикосновениями, вкусной едой, комфортом. Уже ко второму месяцу новорожденный точно знает, как выглядит его мама.
  • Изменения в облике близких людей, такие как, новая прическа, изменение цвета волос, очки, могут напугать ребенка. Он может Вас не узнать, и заплакать.
  • Дети любят рассматривать мужские лица. Считается, что лица мужчин более четкие, выразительные. Часто малыши с интересом смотрят на «необычную растительность» папы — бороду и усы.
  • В самом раннем возрасте привлекают внимание ребенка черно белые картинки, их он может разглядывать длительное время, постоянно отворачиваясь и вновь к ним возвращаясь.
  • Крупные, яркие предметы вызывают повышенное внимание ребенка. Он может смотреть на них продолжительное время.

Как привлечь внимание ребенка?

Начните тихо и ласково разговаривать с малышом находясь в поле его зрения, на расстоянии не больше 25 см. Это оптимальное расстояние, на котором видит новорожденный ребенок.

В ваше отсутствие, с тренировкой зрения малыша могут помочь яркие игрушки, расположенные в кроватке или люльке малыша. Закреплять игрушку следует сбоку кроватки или на уровне ножек ребенка.

Чаще всего крутящиеся игрушки с колыбельной вешают прямо над головой новорожденного, что может спровоцировать у него чувство постоянной угрозы, заставляя нервничать.

Зная, как видит новорожденный ребенок, вы всегда сможете оценить его развитие и вовремя заметить опасные сигналы, и обратиться за консультацией к соответствующему специалисту.

Как определить, хватает ли ребенку грудного молока? Что может свидетельствовать об его дефиците? Как кормить правильно, чтобы кроха всегда наедался? И что делать, если молока все-таки мало? Ответы консультантов по грудному вскармливанию о полноценном рационе новорожденного.

Вопрос о достаточности кормлений чаще всего задают консультантам молодые мамы. У него много оснований! Женская грудь не позволяет визуально определить количество в ней молока и его объем, использованный на одно кормление. Точного представления не даст ни сцеживание, ни «самоанализ» по ощущению наполненности молочных желез. Определить, наедается ли ребенок грудным молоком, можно исключительно по наблюдению за самим малышом. Маме же важно знать основные особенности правильного, достаточного кормления.

Техника кормлений «по требованию»

Методика кормлений «по требованию» утверждена основой полноценного грудного вскармливания. Придерживаются ее не только консультанты специализированных благотворительных организаций, но и официальные учреждения здравоохранения. Она отмечена в приказах министерств здравоохранений цивилизованных государств, в том числе России. В чем ее особенности?

Материнская грудь готова обеспечивать малыша пищей с первой минуты жизни. Она вырабатывает сверхценное молозиво, но в небольшом количестве. Объем жидкости, богатой факторами роста, иммунными соединениями и белком, не превышает 30 мл в сутки. Но этого достаточно, чтобы обеспечить ребенка всем необходимым до 4 дня жизни.

На смену молозиву приходит первичное, а уже затем зрелое молоко. И объем его зависит от нескольких факторов.

  • Частота прикладываний . Консультант международной организации по грудному вскармливанию Ла Лече Лига Наталия Гербеда-Уилсон утверждает: именно при становлении лактации определяется объем молока, требуемый для кормлений. И утверждает этот объем сам малыш. Прикладывание к груди «по требованию» поддерживает естественный механизм регуляции объема. Если же мать придерживается принципа кормления «по режиму», молока изначально окажется меньше, чем нужно. И к 2-4 месяцам лактация может исчезнуть полностью.
  • Длительность пребывания у груди . Может показаться, что ребенок просто спит с грудью во рту, лишь изредка посасывая ее. Но это представление ошибочно. Малыш первых дней и месяцев жизни совмещает процесс питания с общением с окружающим миром, потребностью в ласке, тепле, спокойствии. Обеспечить ее лучшим образом может только пребывание у маминой груди. Длительные сосания сами по себе стимулируют лактацию. Нормальным считается кормление от 20 до 50 минут, но и 2 часа у груди не выбиваются из «нормы».

Малыш должен часто просить грудь. Он может делать это до 25 раз в сутки! Такое количество кормлений продлится недолго. Уже после трех месяцев режим стабилизируется и придет к 6 кормлениям в день.

Придерживаясь техники кормления «по требованию», вы не столкнетесь с вопросом - как понять, хватает ли ребенку грудного молока. Оно всегда будет присутствовать в достаточном объеме, необходимом малышу. Но есть и признаки для определения уровня лактации. По мнению педиатров, анализировать их нужно в комплексе, так как единичные критерии не дают четкого ответа об объеме грудного молока у женщины.

5 признаков достаточного объема молока

«Смотрите не на часы, а на своего ребенка», - так говорят консультанты по грудному вскармливанию, когда речь заходит о частоте и продолжительности кормлений. Современная медицина считает, что анализ состояния крохи и наблюдение за ним являются лучшими «мерилами» достатка у вас грудного молока. Каковы эти признаки?

  1. Частота кормлений . В среднем малыш первых дней жизни должен кушать 8-12 раз. Вариантом нормы является большее число кормлений. Столь частые «перекусы» определяются несколькими факторами. Во-первых, с необходимостью в тактильном контакте с матерью. Во-вторых, с чрезвычайно малым объемом желудка ребенка, который не в состоянии за раз вместить много. И в-третьих, с особенностями самого грудного молока, которое быстро переваривается.
  2. Длительность сосания . Малыш должен находиться у груди столько, сколько ему необходимо. В этом случае не возникнет оснований считать, что грудничок не наедается грудным молоком. Не отрывайте его от груди, даже если кроха выглядит спящим. Выберите удобное положение и подождите, пока он отпустит вас сам или «отвалится» во сне.
  3. Наличие глотательного рефлекса . Малыш должен не просто лежать под грудью, посасывая ее. Вы должны слышать, как он глотает молоко. При этом в первые минуты кормления частота глотаний будет большей, так как ребенок получает более жидкое молочко. Затем он начинает глотать реже, но сосать с усилием, так как приходит очередь задней, более густой ценной пищи.
  4. Набор веса в пределах нормы . Отмерять, как быстро и насколько интенсивно кроха начал поправляться, следует с четвертого дня его жизни. К этому времени он теряет часть веса при рождении, избавляясь от первичного кала и отечности тканей. Нормальным является набор веса в пределах 125-215 граммов в неделю.
  5. Здоровый вид малыша . Кроха должен выглядеть бодрым, громко требовать грудь. Кожа здорового малыша розовая, упругая, при надавливании на нее быстро возвращает форму.

Наблюдать эти признаки следует в комплексе, но для этого требуется время. Когда определить, что ребенку не хватает грудного молока или же он получает его в достатке, нужно быстро, можно воспользоваться самыми простыми «мерилами». К ним относится количество вырабатываемой им мочи и кала.

Как часто писает ребенок

Кормление молозивом не обеспечивает большого объема жидкости. Поэтому малыш будет писать нечасто. В сутки достаточно сменить 2 подгузника, заполненных до средней «отметки». Узнать эту отметку просто. Проведите эксперимент: налейте в подгузник 3-4 столовые ложки воды и взвесьте его в руке. Столько же весит моча крохи за пару «писаний». Таким образом, ребенок, получающий молозиво, может писать 4-5 раз в сутки.

С приходом полноценного молока ситуация меняется. Кроха начинает получать больше жидкости, соответственно, и мочи вырабатывается больше. В течение суток он мочится до 12 раз, поэтому маме придется сменить 5-6 подгузников.

Использовать этот признак можно только в том случае, если ребенок не есть ничего кроме грудного молока. Он не работает при докорме смесью или допаивании водой. В процессе становления лактации допаивание и докорм снижают естественную выработку молока.

Как часто какает ребенок

Еще один параметр, как понять, что новорожденному ребенку не хватает молока, или он получает его достаточно. В течение 3 дней после рождения кроха избавляется от мекония - первичного кала, и интенсивность его «производства» невысока - 1-2 раза в сутки. С приходом полноценного молока частота «каканий» существенно увеличивается и доходит до 5 раз в сутки, что свидетельствует о достаточном объеме питания.

Ложные признаки недостатка молока

В некоторых ситуациях мамы ошибочно полагают, что у них уменьшился объем лактации, и ребенок не наедается грудным молоком. Понимание этих физиологических процессов позволит избежать срыва грудного вскармливания.

  • Отсутствие ощущений приливов в груди . Обычно после шестой недели вскармливания мама замечает, что грудь перестала болезненно переполняться. А малыш, который раньше подолгу «висел на сисе», начал кушать значительно быстрее. Эта ситуация свидетельствует вовсе не об уменьшении выработки молока. Она говорит о том, что вы с малышом научились пользоваться грудью правильно! Ваш организм начал вырабатывать его столько, сколько необходимо. А кроха стал потреблять его с достаточной интенсивностью, которая приходит лишь с опытом.
  • Уменьшение частоты дефекаций . Примерно с шестинедельного возраста у малыша меняется частота испражнений кишечника. Он перестает какать после каждого кормления и может делать это реже. При этом вариантом нормы может быть испражнение кишечника и 6 раз в сутки, и 1 раз в день. По мнению педиатров, куда важнее в этом вопросе следить за состоянием малыша. И если при индивидуальном режиме «каканий» он не проявляет беспокойства, выделяет кал горчичного или зеленовато-коричневого цвета без отталкивающего запаха, значит, он получает достаточно пищи, и его кишечник работает в правильном режиме.
  • Внезапное повышение аппетита . Малыш вдруг начинает требовать грудь значительно чаще и подолгу сосет. Так проявляются скачки роста, которые проходят в течение нескольких дней. В это время организму ребенка нужно больше пищи. И для мамы важно обеспечить ее для крохи, поэтому следует кормить дольше и чаще. Важность скачков роста состоит также в стимуляции лактации. За несколько дней объем грудного молока увеличивается, что покрывает потребности растущего организма.

Когда маме стоит забеспокоиться? Если кроха спит по четыре часа, не требуя грудь. Для малыша первых дней жизни это не нормально. Исключение составляет период глубокого ночного сна, когда ребенок отдыхает до 5 часов без пробуждения.

Техника поведения при дефиците молока

Если кроха редко просит кушать или выглядит вялым, апатичным, плохо набирает вес, отстает в росте, возникает основание считать, что ребенок не наедается грудным молоком. Однако крайне редко данная ситуация означает, что требуется вводить докорм и тем более отказываться от грудного вскармливания. Никакая искусственная смесь не будет более питательной и ценной для малыша, чем естественная пища мамы.

Консультанты по грудному вскармливанию при выявлении дефицита рекомендуют продолжать кормить, уделяя внимание периодичности и частоте прикладываний.

  • Кормите чаще, уменьшите промежутки между кормлениями до минимума . Как можно дольше держите кроху у груди.
  • Предлагайте обе груди в каждое кормление . Позвольте малышу сначала выпить молочко из одной. Когда заметите, что он перестал глотать, предложите ему вторую. В следующее кормление дайте сначала вторую грудь, чтобы ребенок получал более питательное заднее молоко в достаточном объеме.
  • Заканчивайте кормление, когда захочет ребенок . Даже если вам кажется, что он сосет слишком долго, наберитесь терпения и позвольте крохе самому завершить «обед». Через некоторое время он уснет или «отпадет» сам.
  • Прикладывайте правильно . Следите, чтобы губки малыша покрывали ареолу, а не сосок. В противном случае кормление будет доставлять дискомфорт, а ребенок не сможет сосать продуктивно.
  • При вялом сосании меняйте грудь часто . Делайте это несколько раз в течение каждого кормления, если заметите, что малыш перестал глотать.
  • Откажитесь от пустышек, не давайте крохе ничего кроме груди . Соски и пустышки снижают продуктивность сосания, поэтому противопоказаны малышам, недобирающим в весе. При введении докорма следует давать его из ложки или чашечки.
  • Помните о себе . Не стоит нервничать из-за недостатка грудного молока, так как негативное эмоциональное состояние женщины губительно для лактации. Полноценно питайтесь, отдыхайте в свободную минуту и пейте больше жидкости.

Соблюдая эти рекомендации, вы сможете быстро восстановить лактацию. Помогут в этом и специалисты благотворительных организаций по грудному вскармливанию. Бесплатные консультации онлайн или по телефону предоставляют специалисты LLLI (Ла Лече Лига), АКЕВ (Ассоциация Консультантов по Естественному Вскармливанию).

Указанные принципы, как узнать, хватает ли ребенку грудного молока, общие. И могут не соответствовать именно вашему малышу. Как правило, мама интуитивно чувствует, все ли в порядке с крохой. И если наблюдает здорового и активного ребенка, который часто просится к груди, с ним все в порядке. А вашего молока ему хватает в полной мере.

Распечатать

Как понять, что грудничок не наедается грудным молоком

Кормление грудничка материнским молоком самое правильное и полезное питание. Ни одна адаптированная смесь не заменит грудное молоко. Всемирная организация здравоохранения считает, что кормление грудью должно быть как минимум до шести месяцев. Материнское молоко не имеет аллергенов. Содержание в нем белка очень устойчиво и почти не изменяется даже, если мама заболела. Длительное вскармливание защищает и саму мать в дальнейшем от различных хронических заболеваний - язвы желудка, сахарного диабета, холецистита, а также снижает риск заболевании рака груди и яичников.

Понять кроху порой бывает очень сложно, особенно молодым неопытным родителям. Свои желания он выражает плачем и недовольством. Если после кормления малыш через тридцать минут ведет себя беспокойно, то это может говорить о том, что он голоден. Иногда у кормящей мамы возникают проблемы при кормлении. Малыш может просто лениться, засыпать у груди. В этом случае тормошите его и не давайте заснуть. Возможно, крохе неудобно брать грудь. В такой ситуации воспользуйтесь бутылочкой и молокоотсосом. Еще одним признаком того, что грудничок не наелся, является малая прибавка в весе. На это тоже стоит обратить особое внимание. В норме она составляет от ста двадцати пяти до ста пятидесяти грамм в неделю. Частота мочеиспускание должна быть не менее двенадцати раз в сутки.

Как чувствует мама, что грудничок съел норму

Наевшийся здоровый малыш при кормлении делает хорошие глотки. Примерно через пятнадцать минут он начинает сосать не так интенсивно и вскоре мирно засыпает у материнской груди. Мама может почувствовать, что молока в груди стало меньше. Ребенок съел не только первое сладкое молоко, но и жирное в конце. Молочные железы у кормящих мам работают по-разному. В одном случае на кормление хватает одной груди, в другом нужно докармливать второй. Некоторые новорожденные крохи хотят как можно дольше побыть у материнской груди, потому что просто не хотят разлучаться с мамой.

Поведение наевшегося грудничка

Наевшийся малыш находится в хорошем настроении, большую часть времени спит и практически не плачет. Его кожа всегда упругая и розовая и не впадает около родничка. Исследования показали, что у здоровой матери количество грудного молока полностью соответствует потребностям ребенка, и это не зависит от веса малыша и размера груди.

Как понять, что грудничок наелся смесью

Если грудничок, находящийся на искусственном вскармливании, стал вести себя необычно - часто плакать, не набирать правильный вес, редко ходить в туалет, то вероятно, ему не хватает питания. Нередко ребенок не выдерживает положенные три-четыре часа между кормлениями. В таком случае вам нужно пересмотреть нормы кормления, или заменить адаптированную молочную смесь другой. Новую смесь нужно вводить постепенно и внимательно следить за возможной аллергической реакцией вашего крохи.

Как понять, что грудничок наелся прикормом

Правильный прикорм грудного ребенка является залогом его крепкого здоровья. Наевшийся грудничок - искусственник выглядит здоровым и веселым. После кормления он засыпает, а в остальное время активный и бодрый. В каждом случае маме нужно внимательно следить за поведением малыша. Врачи рекомендуют вести пищевой дневник, где вы будите отмечать новые вид прикорма и реакцию вашего малыша, а также нормы. Иногда приходится кормить грудничка чаще или наоборот реже. Рекомендованные нормы прикорма на упаковке не всегда подходят конкретному малышу. Аппетит грудничка контролирует выработку молока. Когда он полностью опустошает грудь, оно так же быстро будет вырабатываться. Это влияет на количество необходимого ему прикорма. Также было установлено, что содержание жира в молоке увеличивается по мере увеличения временных промежутков в кормлении.

Красота и мода